Previous Entry Share Next Entry
Между двух огней. Трудовые мигранты находятся на стыке массовой культуры запада и культуры ислама.
восемь, время, монограмма, вечность, деньги
lifeill
Трудовые мигранты находятся на стыке массовой культуры запада и культуры ислама. Это порождает серьёзные проблемы.

Чтобы мы с вами понимали друг друга, нужно говорить на одном языке. Не русском, таджикском или английском; речь идёт о языке образов и понятий.
В этом тексте используются два обобщённых термина – «западная культура» и «исламская культура». Они выбраны, чтобы упростить картину и сделать её удобной для восприятия. Подчёркиваю: речь не идёт о исламе как о религии в целом; и не о западной культуре во всём её многообразии, а только о отдельных проявлениях.

«Западной» культурой здесь называется информационный поток, состоящий из коммерческих средств массовой информации (в первую очередь телевидения), и продуктов массовой культуры (кинофильмов, музыки, компьютерных игр, масс-медийных образов). Под «исламской» культурой следует понимать систему духовных ценностей традиционного патриархального общества, особенности культурного восприятия страны, где большая часть населения исповедует ислам.
Эти два потока вместе формируют информационный образ жизни подавляющей части трудовых мигрантов. С одной стороны - консервативное традиционное общество, где велика роль ислама, а с другой стороны – СМИ, заполненные массовой культурой «западного» типа. После падения Советского Союза возникла идеологическая пустота, которую не удалось заполнить до сих пор. Информационное пространство постсоветских республик оккупировано массовой культурой западного образца. Коммерческие СМИ стали её главным проводником. Именно поэтому в материале речь идёт о «западной культуре».

Здесь начинается беда. Для того чтобы привлечь внимание публики, средства массовой информации по наработанной технологии играют на глубинных примитивных эмоциях: в результате СМИ заполнены агрессией и насилием. Наступила так называемая «эпоха катастроф». Идёт широкая пропаганда ценностей потребительского общества. Продукты массовой культуры и коммерческие СМИ изначально ориентированы на искушённого «западного» потребителя. У него есть богатый опыт защиты от разносортной информации, выработаны защитные рефлексы, психологический иммунитет. Но ведь  этот информационный поток попадает и в страны, где абсолютно другая культура восприятия. Там, где большая часть населения исповедует ислам, общинные и семейные ценности, пуританство, находятся на высоком уровне. Эта культура восприятия и интерпретация сильно отличается от  «западной».

Сложилась система, где трудовые мигранты, люди из консервативного религиозного общества, годами видят на телевидении убийства, скандалы, однополые браки, пикантные подробности из жизни знаменитостей, обнажённых девушек, эпатажных поп-звёзд, рекламу табака, алкоголя, прокладок – и ассоциируют всё это с «западной культурой». Они плохо знакомы с увековеченными в классике или созданными в наше время истинными, высшими, настоящими достижениями западной культуры - чистыми с позиций морали, призванными совершенствовать человека. Эти произведения были созданы не для торговли, поэтому их редко можно увидеть в ротации коммерческих СМИ. Трудовой мигрант видит иллюзию вседозволенности, созданную для торговли без принципов – и принимает её за чистую монету. А ведь реальность сильно отличается от телевидения.
Эта игра понятий создаёт у неискушённого в информационном плане человека неверное представление о «западной» культуре в целом. Он переносит эти ложные стереотипы восприятия на страну, куда отправляется на заработки. Она предстаёт в его глазах местом, где «порок», (например, употребление алкоголя или лёгкий налёт криминальности) позволит ему быстрее «стать своим» - найти общий язык, ориентиры для разговора, систему координат в информационном пространстве. Можно понять, какому уровню языка, культуры и потребностей учат человека коммерческие СМИ, насколько неверное, однобокое представление о реальности он получает оттуда. По данным ФМС России, основными жертвами коррупции и мигрантофобии становятся молодые, необразованные, неквалифицированные специалисты. От себя добавлю, что главным их учителем «западной культуры» в минувшие десять лет был телевизор.

На проблемах этого буферного пространства в своих интересах играют криминал и терроризм: они жёстко противопоставляют «чистую исламскую культуру» (которая ассоциируется с верой, семейными ценностями, высшим призванием человека) «грязной западной культуре» (насилие, потребление, порок), манипулируя людьми и порождая рознь. Стоит отметить, что неверное представление о «западной культуре» отражается в информационном пространстве, и в итоге способствует формированию ложного образа «трудового мигранта».

В качестве путей решения я предлагаю
- Начать работу по формированию конкретных информационных потоков, адаптированных к особенностям ментальности трудовых мигрантов.
- Продолжить информационную компанию по реабилитации образа трудового мигранта в русскоязычных СМИ.
Например, телевизионный канал «Мигрант» в кратчайшие сроки будет иметь широкую аудиторию.



?

Log in